Учебный год 2018. Итоги.

Как преподавателя профессиональных спецкурсов в области микроавиации. 

1. Статистика

Немного похвастаюсь достижениями на преподавательской стезе. За прошедший год провел:

— 4 курса проф. переподготовки, с названием «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем», количество человек не считал, около 30. Курс разработан и обкатан в прошлые годы, в этом ваш покорный только учил, тренировал, и дорабатывал методические материалы, по сути главы учебника по теме как стать оператором дронов как самолетного типа, так и мультикоптеров. И как обрабатывать полученные с них данные для задач картографии, геодезии.

Демонстрационный взлет. Боковой ветер накренил самолетик, что выглядит немного страшно, но через секунду полет выправится.

— Один групповой, и штуки 3 индивидуальных курса «молодого бойца», как взлетать, как садиться, как вообще не бояться коптера. Во всех случаях это были владельцы свежекупленных дронов от компании DJI. 

Самостоятельный взлет "курсанта" на DJI Inpire 2

— Два спецкурса «Цифровая обработка данных аэрофотосъемки»  в вузе, для студентов специальности геоинформационные системы.  По сути, это несколько упрощенный про-курс, но без «операторской» части, по эксплуатации летающей техники.

Учебный материал - ранее снятая гора Северный Басег, Обрабатывать просто, выглядит интересно.

— Два индивидуальных курса «Основы разработки дронов с полетными контроллерами с открытой архитектурой Arupilot/Pixhawk». Это уже круче чем просто эксплуатация, это как взять, и с нуля создать летающую технику, на которой уже другие люди будут летать. Индивидуальный подход, конечно, в данном случае предпочтительнее, разработчики летающей техники — товар штучный.

— Бесчисленные консультации, в основном заочные, по телефону, переписке и видео. Пора, похоже, повременную таксу устанавливать, хы. Об этом — ниже.

2. Про профессиональные курсы

Учить специалистов не скажу что легко (ибо преподавание в принципе непростое дело), но интересно. Люди, которым вот прямо завтра самим, без подсказок и даже просто молчаливого наблюдения-одобрения, поднимать в воздух крайне недешевую летающую технику, и отвечать перед работодателем и/или заказчиком за результат работы крайне ответственно подходят к обучению. Не просто внимают каждом слову преподавателя (а это как минимум льстит), еще и замучают вопросами на смежные темы.

Учебные полеты выглядят примерно так.
Укладка парашюта - это просто. Особенно в 4 руки.

У разных групп несколько раз доходило до того, что самым въедливым геодезистам рассказывал вечерами разделы из курса разработчиков дронов и про высокоточные, применимые для геодезии GNSS системы за пару сотен баксов. И как точность измерения центров аэрофотоснимков влияют на точность цифровых моделей. 

На геодезическом полигоне МИИГАиК. Оценка точности и разрешающей способности различных фотокамер у разных беспилотных самолетов и коптеров.

В результате, курс операторов дополнился разделом с обработкой данных сделанных с использованием высокоточных GNSS приемников, с обработкой данных «живого», производственного примера такой съемки. 

Вон туда лети с нашего поля!

Еще по заявкам слушателей, прямо в полях освоили автоматическую на фюзеляж дрона самолетного типа (а не традиционно, на парашют).  Раздел курса также перешел из  экспериментальных в основную часть курса (а также руководства пользователя аэрофотосъемочного комплекса). 

Вот очередное подтверждение  тезиса,  что обучение — это дорога с двусторонним движением, преподаватель учиться не меньше чем слушатели.

Опыт показывает, что даже самый мотивированный и тренированный учиться человек может интенсивно воспринимать новые знания часа 3, максимум 4 в течение дня. Как можно тем же студентам ставить 5 или даже 6 пар — неясно. Воспринимать лекции, и тем более выполнять сложные практические работы ни один человек не сможет, во всяком случае я  таких не встречал. 

К взлету готов!
Очередные полевые занятия.

Поэтому интенсивное обучение, что групповое на курсах, что индивидуальное ведется примерно по такой схеме. Первые 2-3 часа технически сложные лекции, затем практические занятия, читай — повторения показанного, по этой же теме. Затем пара часов тренировочных занятий на формирование навыков (полеты на тренажере, процедуры подготовки к полетам). В конце дня — ответы на вопросы, самостоятельное повторение показанного в начале дня. 

Наземная станция - специальная программа управления полетом. Самая главная проблема при работе в солнечный день - экран плохо видно из-за бликов.

На второй, максимум третий день — выезд «в поля» с реальными полетами в реальных условиях. Замечено, новичкам в первый раз «везет» с погодой, то ветер с порывами, то туман с дождем, то все вперемешку, так что просто не бывает.

Зимние посадки - самые мягкие.

Не реклама, для информации. 6 дневные курсы операторов в этом году проводил в кооперации с Съемка с воздуха и Краснодарским ДОСААФ.


3. Про студентов

Спецкурс у студентов вуза практически повторяет программу у слушателей профессиональных курсов, за исключением «операторской» части по эксплуатации беспилотных комплексов. Однако отношение студентов к учебе принципиально иное. Пятилетнее (если быть точным, 4-6 летнее), бесплатное, или воспринимаемое как таковое (платят — родители!),  очное обучение, из большинства делает аморфных посещающих занятия молодых людей лишь для галочки и корочек. Мозги расслаблены конкретно.

Показываешь-рассказываешь студентам последнего года обучения профессиональный курс, по их специальности, сугубо практический, на острие, можно сказать, технологий, да и просто позволяющий зарабатывать деньги. Обратная связь мягко говоря, неоднозначная: времени нет, можно мы потом, некогда изучить заданное, зачем мне это вообще, я сюда просто хожу,  чтобы просто диплом получить... 

Студенты на практическом занятии.

Далеко не все такие, конечно, однако не желающие и не способные учиться в принципе должны отсеиваться в первом году обучения. В идеале — не поступать.  Таких, по моим наблюдениям,  хорошо если не половина на старших курсах. Это системная проблема теперешнего высшего образования (и вполне себе основание его взять, и отменить в принципе), в частности — подушевого финансирования. 

Обратные примеры есть, конечно. Всего летний сезон, пара месяцев работы таксаторами, то есть с клещами, комарами и медведями явно настроил двух студентов на вдумчивое освоение технологий автоматизированных технологий съемки. Снимать тайгу с летающих роботов всяко веселее ходьбы по буреломам. И выгоднее, хы. 

Работа в полях - это вам не в аудиториях..

Если в двух фразах описать различие между студентами и слушателями, то первые учатся чтобы сдать зачет (зачем он им вообще, и так на спецкурсе поставлю, например), вторые, чтобы научиться работать и зарабатывать. Не покидает мысль, что вот прямо завтра нужно взять, и все высшее образование отменить как обязательное для большинства профессий (медиков — оставить). 

Хочешь научиться — выбираешь курсы, платишь деньги (или за тебя работодатель, или гранты от государства получаешь), учишься, сдаешь экзамен, получаешь «корочки». Профессиональные курсы, в той же IT сфере так и устроены. И сдавший например, экзамены на CCNP,  или MCSE сертификат,  на рынке труда мягко говоря приоритетнее владельца диплома вузовского ИТ факультета. Последнего надо проверять от и до многоуровневыми собеседованиями, и потом стажировать полгода минимум. Оно надо работодателю и непосредственному начальнику? 

Запуск самолета на мастер-классе для студентов вузов.

3. Про обучение разработке дронов.

В связи с популярностью, а также эээ грантоемкостью так сказать робототехники, в том числе летающей, спрос на курсы по разработке имеется, причем без всякой рекламы. Обучение экономит силы, средства и нервы.

На путь от покупки полетного контроллера Ardupilot, до полета самолетика с ним по программе у автора с весьма продвинутыми технически сотоварищами ушло полтора года. И уже не вспомнить сколько тысяч нерублей на покупку ненужного, и разбитие о планету нужного... С наставником, набившем шишки и систематизировавшем опыт, можно пройти сей путь за две недели, «научив» летать дрон любого типа (на самом деле научив летать себя).

Выставка достижений дроностроения). На самом деле общее фото на мастер-классе с различными образцами летающей техники.
Инженерный образец с высокоточным GPSS приемником и "продвинутыми" литий-ионными батареями.

Обучение открытым технологиям (читай — полетным контроллерам APM и Pixhawk, с открытой архитектурой, и сопутствующим ПО с открытым кодом) универсально. Освоивший эту «магию» сможет работать с любым проприетарным беспилотным аппаратом как оператор точно, и как специалист по ремонту, настройке, обслуживанию за одним. 

4. Про «научи летать», я боюсь.

Сначала надо научиться самому. Не то чтобы научиться, прочитать руководство, не запутаться в пульте, проверить что все работает как в инструкции.

Это самое простое, но одновременно и ответственное дело. Ибо учишь летать человека, пока еще с непонятными навыками, и на его же оборудовании. Сначала приходится настраивать его технику, проверять как она ведет себя в воздухе. Вот здесь  приходится поволноваться, ибо коптеры по определению не 100% надежны, а при первых полетах их них вылезают все технические проблемы вроде извечной беды всех коптеров с магнитометрами-компасами и их настройкой.

Второй напряг случается при передаче пульта тренировавшемуся лишь пару часов на стимуляторе. Навык управления у «курсанта» не сформирован, может нажать (и из нескольких человек один обязательно нажмет!) не ту кнопку в не ту сторону и далее запаниковать по нарастающей с хаотичными действиями (вместо того чтобы отпустить стики и ничего лишнего не трогать).  Пока обходилось, например при тренировках на недешевом DJI Inspire 2 был всего лишь один опасный момент с подстрижкой травы... Не рекомендую, однако подобное неизбежно. 

Он летает. Главное - не мешать!.

В ближайших планах завести специальный учебный коптер, легко управляемый, легко ремонтируемый, который не жалко доверить начинающим операторам.

5. Про консультации.

Спрашивают регулярно, от «посоветуй, какую железку купить», до «помоги настроить полетный контроллер по-быстрому, тут же все просто», что приводит к рекомендации изучить для начала руководства и матчасть, или даже к приглашению на учебный курс. Ну вот невозможно взять, и в двух словах за полчаса разъяснить как настроить оборудование дрона чтобы он «просто полетел». 

Учебный коптер из набора разработчика с полетным контроллером Pixhawk.

Правильно же заданный конкретный вопрос приводит в 80% случаях к верно  принятому решению самого спрашивающего, нужно лишь подтвердить его выводы, сказав «да, коллега, ты правильно считаешь!». В остальных случаях  приходится или переформулировать вопрос, или подсказать ссылку на пункт в руководстве... Не понимающие технического английского страдают, им нет места в инженерном сообществе. Разве что ключи подавать, извините за прямоту.

Техника "одного дня работы", носитель панорамной камеры LG 360 Cam.

Спрашивать автора всякое про летающую технику можно, например, тут.

А вообще учебные и методические планы на ближайший год огромны, вот бы сил (воли) хватило на реализацию хотя бы половины, было бы круто. Пожелаю себе и всем сделать задуманное в очередном календарном периоде. Удачи. Учитесь и учите тому чему сами научились.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.