Почему на дронах летать - законно.

Вторая часть, про практико-юридические аспекты этой нашей микроавиации.

В прошлый раз  рассказывал про то как на практике привлекают к ответственности за полеты на коптерах.  Сейчас попробую разъяснить, почему привлечение по статье 11.4 КоАП РФ за полеты на коптерах, авиамоделях, и воздушных змеях не законно. 

Будет теория и буквоедство, приготовьтесь. Сначала разберемся, что у нас собственно летает, и есть ли этого «нечто» формальное, легальное определение.

Начну издалека. Заранее извиняюсь за непрямую ссылку, сайт транспортной прокуратуры не хранит новости, для информирования граждан они пользуются рассылкой релизов по электронной почте в местные СМИ и администраций, которые и постят тексты. Но не суть, здесь главное — логика.

«Такие понятия как "дрон", "коптер" и тому подобные, в действующем законодательстве отсутствуют, однако имеется определение беспилотного летательного аппарата, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". "Беспилотный летательный аппарат" представляет собой летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.»

Вывод транспортной прокуратуры прямой, как падающий кирпич:

«все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера, называется беспилотным летательным аппаратом.»

Этим железобетонным выводом они пользовались, в показанном в прошлый раз деле об административном правонарушении. Летал - снимал на коптере, значит использовал беспилотное воздушное судно, о чем тут вообще говорить? И, значит, должен был выполнить (невыполнимую в радиусе примерно 30 км от Перми) процедуру разрешительного порядка использования воздушного пространства. 

Сразу же возникает вопрос, а если бы летал на воздушном змее, также дистанционно управляемом, то, согласно той же логике, гражданин использовал беспилотный воздушный змей, и должен был не летать выполнить требования воздушного законодательства для беспилотных воздушных судов.

А что если бы коптер был массой меньше 250 гр. и не требовал регистрации? (которая не работает).

Теперь к сути. У  российского воздушного законодательства есть, оказывается, вышестоящая инстанция, а именно Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ.  ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Нормы ИКАО, в частности «Чикагская конвенция» ратифицированы Россией. По сути Воздушный кодекс принят в исполнение Чикагской конвенции.

По поводу беспилотных воздушных судов со стороны ИКАО написано не много:

— Есть циркуляр ИКАО 328-AN/190, пункт 2.4 которого говорит о том, что нормы воздушного законодательства не применяются для авиамоделей (в оригинале циркуляра на английском — моделей, предназначенные для любительских целей) и их применение «не подпадает под действие положений Чикагской конвенции и является исключительно объектом регулирования в рамках соответствующих национальных правил, если таковые имеются»

Еще насчет упомянутого выше циркуляра ИКАО 328-AN/190. Именно во исполнение этого документа в Воздушный кодекс внесли одиозные изменения, касающиеся в том числе регистрации беспилотников «не менее 250 гр.».

Вот текст Пояснительной записки к этому законопроекту (ранее его находил на сайте госудмы, сейчас нашлась на сайте Минтранса:
«При разработке проекта использованы рекомендации ИКАО, изложенные в циркуляре Cir 328 AN/190 "Беспилотные авиационные системы (БАС)".. »

Так что данный циркуляр не только является нормой бОльшей юридической силы, нежели изменения Воздушного кодекса РФ, но и, последние, собственно, приняты для его исполнения.

— интересно, что на сайте ИКАО есть раздел Действующие государственные правила по БАС, раздела касающегося России там нет ). ИКАО считает, что норм и правил по поводу беспилотных воздушных судов в России нет, ну или не знает про такие.

Действующие государственные правила в области БАС
Действующие государственные правила в области БАС


Подведу итог.

1. Российское законодательство не содержит легального, однозначного и непротиворечивого определения беспилотного воздушного судна, его отличия, от, например, авиамодели, или модели самолета, вертолета. 

2. Административная практика — признавать все что летает и управляется беспилотным воздушным судном, без упоминания противоречия между Воздушным кодексом РФ и международным законодательством. При молчаливом непротивлении подозреваемого в административном правонарушении, естественно. В числе подозреваемых — все, кто запускает дроны, коптеры, авиамодели, воздушные змеи любых типоразмеров вне помещений.

3. Если бы правоохранительные органы, в частности транспортная прокуратора, выполняли требования закона (а не плана раскрываемости, например), то обязаны были обращать внимание на неустранимые противоречия законодательства. А в отношении граждан использовать еще и п.4  ст. 1.5. КоАП «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Вот когда однозначно будет указаны (выполнимые) требования, как в законах, так и в подзаконных актах, то тогда можно и привлекать нарушителей правил.

Но это не значит, что злостных нарушителей, летающих над аэродромами, нельзя привлечь к ответственности. Механизмы для этого есть, но нужно доказывать фактическую, а не выдуманно-формальную, угрозу безопасности полетов. Вот, например, за лазерное шоу вблизи аэропорта привлечено к ответственности юр. лицо (а вот еще, решение суда апелляционной инстанции). И никаких дронов чуть выше проводов, обратите внимание, только фактические помехи воздушному движению.

Но это теория. Практика же складывается совсем другая. Поэтому приходится тысячам «летунов» с камерами «не попадаться»...  Что, в принципе, не правильно, однако иного выхода эээ правоохранительные органы не оставляют.  Не ездить на велосипеде по городу, не фотографироваться в метро (вру, уже разрешили) и не запускать коптер — не предлагать, эти советы за пределами объективной реальности.

А вот как именно не попадаться, что делать если попадетесь — тема отдельной статьи, не переключайтесь, как говориться.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.