ilipin

Categories:

Про увеличение штрафов за полеты

Попросили прокомментировать вступившие в силу новации законодательства в области беспилотников: увеличение штрафов по ст. 11.4 КоАП Нарушение правил использования воздушного пространства и обязательную регистрацию беспилотных воздушных судов. 

(подробности и новости как под копирку тут https://ria.ru/20190726/1556918108.html https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d3b2ba19a794709fb41a512) 

В результате получилась целая статья.

Законодательство плюс административная практика практически вывело всех: и авиамоделистов, и любителей фото-видео съемки с высоты за рамки закона. Текущие, вступившие силу изменения законодательства говорят об обязательной регистрации беспилотных воздушных судов массой 250 гр и выше, а фактически речь идет о запрете полетов и авиамоделей, и коптеров с фото и видеокамерами, вне зависимости от их массы и наличия регистрационного номера. 

Процедура полетов беспилотных воздушных судов является фактически невыполнимой для авиамоделистов и многочисленных владельцев мультикоптеров. Можно привести понятную всем аналогию – как если бы законодатели потребовали провести госрегистрацию всех велосипедов и самокатов, и запретило бы езду даже на зарегистрированных «велотранспортных средствах» за пределами велодорожек (которых нет почти нигде) под угрозой штрафа в десятки тысяч рублей. 

Правоохранительные органы теперь могут штрафовать, буквально за то что запустил бумажный самолетик. Выборочно, поскольку миллионы владельцев миниатюрных самолетов, вертолетов и коптеров привлечь физически невозможно. 

Скажу больше, привлечение к административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства за полеты на дронах формально незаконно и необоснованно, например нет точного определения и метода отнесения летающего устройства к «беспилотному воздушному судну», а не к авиамодели, к которой формально неприменимы требования воздушного законодательства. 

Практика привлечения к штрафам по статье 11.4 КоАП (о нарушении правил использования воздушного пространства) складывается исходя из обвинительно-расширительного толкования административного права, и с традиционными формулировками «нет оснований недоверять сотрудникам правоохранительных органов» которые видели что гражданин вроде бы управлял целым беспилотным воздушным судном. 

От усиления административной ответственности ожидаю один неоднозначный плюс: пострадавшие от нее граждане и юридические лица будут вынуждены массово отстаивать свою правоту в вышестоящих инстанциях, вплоть до международных. И это приведет к изменениям юридической практики и, в последствии, законодательства, которое разрешит полеты авиамоделей, мультикоптеров, дронов самолетного типа без требований применяемых к настоящим, большим беспилотным воздушным судам. 

Многочисленным владельцам коптеров и авиамоделей можно лишь пожелать главное -летать безопасно, ну, и во вторых - не попадаться. А если ваш полет вдруг заинтересовал сотрудников правоохранительных органов, то использовать 51 ст. Конституции - во многих случаях дело об административном правонарушении использует в виде доказательной базы исключительно показания нарушителя (вот живой пример). 

Фото во время создания клубного рекорда дальности на 30 км на самолете с FPV камерой. 2013 год
Фото во время создания клубного рекорда дальности на 30 км на самолете с FPV камерой. 2013 год


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.