ilipin (ilipin) wrote,
ilipin
ilipin

Categories:

Озеро “Ядерное”. Часть 1: Путь в сердце Пармы.

В края, где не ступала нога белого человека манит с раннего детства. В одно из них, в самое серце прикамской тайги, удалось попасть шестерым участникам экспедиции к берегам озера "Ядерное".

Озеро - уникальный рукотворный объект, результат проекта “Тайга” по переброске северных рек в бассейн Каспия . 40 лет назад, 25 марта 1971 на севере Пермской области прогремел взрыв суммарной мощностью 45 килотонн. В результате выброса грунта образовалось озеро “Ядерное” размерами примерно 300 на 600 метров с островком посередине.


Команда на фоне озера.

Но озеро само по себе не являлось целью экспедиции. Существует версия, рядом с озером находятся подготвленные к взрыву ядерные заряды в трех скважинах. Косвенно эту версию подтвердила экспедиция газеты Комсмольская правда (и письма читателей после публикации статьи), однако вопросы остались неотвеченными, и мы собрались далекие края, чтобы подтвердить, либо опровергнуть информацию неохраняемых ядерных зарядах в глухой прикамской тайге.

Фотографии, которые привезла предыдущая экспедиция к озеру, показали, что скважины один в один повторяют таковые из фильма про проект “Тайга”, но закрыты сверху и с боков стальными крышками. Несознательные участники экспедиции высказывали крамольную мысль, взять с собой, помимо инструмента для вскрытия крышек скважин, переносной генератор, или, хотя бы компьютерный источник бесперебойного питания, дабы проверить, действительно ли возможно инициировать заложенные заряды с земли, перебирая и подключая проводочки к источнику высокого напряжения, если таковые окажутся внутри... Но мысль была категорически отброшена и источник питания оставлен в Перми. Как оказалось не зря.


Снимок крышек скважин экспедицией КП 5 лет назад


Кадр из фильма про эксперимент Тайга с подготовленной к взрыву скважиной

Команда собралась с форума guns.ru из разных концов страны: из С.Петербурга, Москвы  и Перми (представленный в ЖЖ камрад bahadur_singh). Неожиданно присоединились двое корреспондентов Комсомольской правды ( камрады krig42 и rocherlis) . Всего шесть человек. Столько народу в одну моторную лодку не влезут, да и не было ни у кого лодки. Решили идти (а по воде и моряки и речники ходят, плавает за бортом сами знаете что) на катамаране с мотором. Благо и катамаран, и транец и даже два мотора (второй - запасной) нашлись в аккурат к сборам. За неделю до старта конструкция была испытана.


Весь скраб на фоне моторного катамарана

Маршрут экспедиции начинался в г. Перми, на машинах за полдня доехали до Ныброба, оставив машины в бывшем пионерлагере, ныне базе отдыха.


По пути Пермь-Ныроб заехали в Соликамск, где нас застал ливень.

По картам, от берега Колвы возле Ныроба до озера Чусовское 110 км, плюс еще около  10 нужно было идти вверх по реке Березовая, чтобы встать рядом с эпицентром. Думал, что дойдем быстро, на испытаниях кат на 6 сильном моторе разгонялся до 18 км/ч, основной мотор был 15 сильный. Однако, полностью загруженный вещями и 6 членами экипажа кат против течения полноводной Колвы развил только 7.  В первые часы подъема подумал, что все, до верха не дойдем - бензина не хватит. Но течение Вишерки оказалось слабее, и произведя несложный расчет уже израсходованного бака на первой стоянке понял, что запаса должно хватить, так оно и оказалось. Забегая вперед скажу, что на 120 км. (туда и обратно получается 240) по реке в одну сторону было истрачено 120 литров бензина. Скорость вверх около 8 км./ч, вниз 12 км/ч.


Медленный подъем вверх по течению Колвы

Произошло и небольшое происшествие, едва не закончившееся оверкилем: для компенсации проседания кормы под полной загрузкой мотора попросил весь экипаж сдвинуться к носу. Причаливаем, резко сбавляю газ, и катамаран на скорости зарывается обоими носами в воду, еще сильнее тормозя об нее,  и поднимая корму - вещи и экипаж также сдвигаются вперед, мотор ревет молотя воздух на высоте более метра от воды, грозя обрушиться на головы Но обошлось, даже сапоги не замочили, чего нельзя сказать о штанах.


Кругом вода: и снизу, и сверху.

Путь наш, по странному совпадению, уже был описан в книге. Но мы поднимались по воде, в дождь, а автор описал зимнюю дорогу на оленях. Но места описаны теперь уже до боли знакомые:

“С Колвы свернули на узкую, петлявую Вишерку и в сумерках добрались до
пустой по зиме Фадиной деревни. У мостков, вмороженная в омут, лежала
брошенная барка. Ночевали в остывшей варнице. Питирим решил, что под крышей
будет теплее, чем под шкурой на лапнике, и ночью чуть насмерть не замерз на
цырене. Охая и качая головой, Ничейка поутру поил его от простуды какой-то
пахучей, горячей дрянью. Два дня проторчали в Фадиной, покуда епископ не
окреп, потом пустились дальше. Легендарные Семь Сосен высокими
снежно-хвойными кронами проплыли над головами в ослепительной лазури января,
и к вечеру за лесами распахнулось огромное, пустынное поле Чусовского озера.
 Полдня шли через озеро, продуваемое всеми ветрами Полуночного океана.
Продрогнув, встали на другом берегу возле устья Березовки. На следующий день
по засекам, по каким-то своим приметам Ничейка повел оленей напрямик через
застывшие болота, петли Березовки, Еловки и Молога и вывел к огромному
разлапистому кресту с кровлей, вбитому ушкуйниками в незапамятные времена.”
                                                                                               
Алексей Иванов, "Сердце Пармы"



Узкая Вишерка петляет по тайге

На следующий день вошли в озере Чусовское. Вид озера, после узенькой Вижайки, петляющей по бесконечной тайге,  впечатляет: горизон почти не виден, ширина - как у Камского моря. В озере “продуваемое всеми ветрами Полуночного океана” попали в шторм, скорость резко снизилась, волны захлестывали сзади сидящих, бортом к волне было лучше не поворачивать. Мотор ревел, захватывая воздух на гребнях волн. Однако добрались благополучно, катамаран, предназначенный для сплавов по горным речкам, не подвел.


Озеро Чусовское протянулось почти до горизонта


Антон, рулевой катамарана

Уже после заката добрались до места стоянки. Реки, после обильных дождей, разлились, Березовая вышла из берегов, и там, где должны быть луга и поляны была одна широкая река. Глядя на залитый водой березняк в наличии суши не верили. Однако, прорубившись и пронеся катамаран между деревьями выбрались на сушу, где, уже без сил в сумраке белой ночи упали в палатки.


Посреди разливов реки Березовая


Вода разлилась по лесам и полям, причалить к берегу очень трудно.


Закат на разливе Березовой

До озера Ядерное оставалось чуть более километра.

Карты нашего маршрута.

1. Путь Пермь - Ныроб. Ехали на автомобилях. Дорога до Ныброба асфальтированная, но встречаются ямки. Трасса была почти пустая и в ту, и в другую стороны.


2. Путь по воде, по рекам Колва, Вишерка, оз. Чусовское и р. Березовая до стоянки рядом с озером " Ядерное". Шли на катамаране с мотором, всего по реке 120 км. в одну сторону, вверх шли около 14 часов, обратно около 9. Истратили 120 литров 95 бензина. Рядом с местом стоянки на р. Березовая, светлым пятнышком видна цель нашей экспедиции - озеро Ядерное.




Продолжение следует..
Tags: Озеро Ядерное, экспедиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments